Крымско-Кавказский горный клуб – первые туристы в России (часть 2)

537
Совместные поездки для членов Клуба были отличительной чертой «альпийских клубов». Они часто производили настоящий фурор своим экзотическим видом среди путешествующих представителей светского общества. Вот, что писал об этом один из первых российских туристов: «Наше появление на юте парохода в оригинальных дорожных костюмах сначала произвело некоторую панику среди первоклассных пассажиров. Одеты мы были в большинстве в блузы, в высоких сапогах, с молотками, кинжалами, сумками и фляжками через плечо, в самых разнообразных шляпах и фуражках».

Долгое время организация экскурсий следовала следующей схеме: из членов Клуба на сезон выбирался директор экскурсий, он договаривался с местными жителями, из числа которых нанимал проводников. Проводники не получали жалование, а жили за счет чаевых от туристов за различные оказываемые услуги.

5be94a509913f.jpg
Источник: https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-zktfg

Члены Клуба проектировали и обустраивали новые маршруты. Например, Штангеевская тропа, проложенная в 1899 году в районе крымской яйлы, стала первой туристской тропой в России. Ее длина составляла восемь с половиной километров. Она была проложена по максимально пологим участкам гор, промаркирована камнями с надписями и предназначалась для людей любого уровня физической подготовки.

1080px-Дерево_на_фоне_скалы_Ставри-Кая.jpg
Автор: N 3 14 15 92 65 
Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=91757959

Проводились лектории и беседы по крымоведению. Сейчас, когда интернет переполнен информацией, сложно представить, что в условиях информационного дефицита они пользовались большим спросом, но в те времена знатоки местного уклада, истории и географии, способные грамотно и интересно донести это слушателям, были нарасхват.

С каждым годом количество туристов становилось все больше, и Клуб взялся учить местных учителей ремеслу экскурсовода. Дело пошло.

Даже в конце XIX века Кавказские горы представлялись крайне опасными, непроходимыми и совершенно… неинтересными! Одновременно российская пресса всячески восхваляла Альпы.

960px-Crimean_Mountains_3.jpg
Автор: Kosun 
Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=27539256

Наконец, в 1899 году была построена стратегически важная дорога «Адлер – Красная Поляна», просуществовавшая почти без изменений более ста лет.

Спустя четыре года (12 апреля 1903 г.) в городе Гагры открылось первое отделение Клуба на Кавказе.

Примерно в это же время в районе Красной Поляны открывается первый туристский приют.

С 1905 г. Клуб стал называться «Крымско-Кавказский».
1105px-Krasnaya_Polyana_mountains_P5020273_2200.jpg
Автор: Alexxx1979 
Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45763485
На его эмблеме, на фоне российского флага и ледяной горной вершины была изображена горная коза.

Кроме организации туристских маршрутов, Клуб строил горные приюты в Крыму и на Кавказе, в которых путешественники могли отдохнуть, поесть и переночевать. Как правило, приюты имели отдельные комнаты для мужчин и женщин. В обязанности сторожей приютов входило обслуживание гостей.

Например, в одном из циркуляров для сторожей писалось: «По требованию посетителей он (сторож) должен поставить самовар, дать посуду или поставить чай, или кофе стаканами, подать, по возможности, молоко, яйца, зажарить шашлык (если путешественник добудет барана от соседних пастухов). В случае холода, ночующие могут потребовать, чтобы он разложил в камине огонь». Услуги были платные, и оплачивались по таксе. В прокат сдавалось туристское снаряжение.

На Кавказе для туристов организовывались путешествия по Военно-Грузинской дороге, экскурсии в район Новоафонского монастыря и по городам Закавказья, походы в Красную Поляну.
1192px-Georgian_Military_Road_on_May_2013_-_03.jpg
Автор:  Vadim Tolbatov 
Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=31351362

Крымско-Кавказский горный клуб прекратил свою деятельность только 1920 году во время Гражданской войны, но его деятельность по популяризации гор российского Причерноморья навсегда вошла в историю отечественного туризма.
Сейчас горные склоны Красной поляны – это современный и самый популярный российский курорт, не уступающий лучшим мировым аналогам. Любите ли вы горы так же, как полюбили их пионеры отечественного походного туризма?


Материал подготовлен при участии команды сервиса бронирования гостиниц Едем-в-Гости.ру
'Логотип Едем-в-Гости.ру'

Отели Красной Поляны

Посмотреть больше предложений

Гостевые дома Адлера

Посмотреть больше предложений

Гостевые дома Красной Поляны

Посмотреть больше предложений

Частный сектор Адлера

Посмотреть больше предложений

Мини-гостиницы Адлера

Посмотреть больше предложений

Что ещё почитать

Достопримечательности

Ростральные колонны Санкт-Петербурга, расположенные на Биржевой площади Васильевского острова, представляют собой не только значимую туристическую достопримечательность, но и символизируют морскую мощь России.
В данной статье будет рассмотрена историческая значимость ростральных колонн, их архитектурные особенности, а также значение и функции как части культурного наследия города. Особое внимание будет уделено реставрации и сохранению этих знаковых сооружений, а также их роли в современной жизни города как туристической привлекательности и места проведения мероприятий. Читать далее...

Достопримечательности

В статье мы рассмотрим его роль в культурном наследии города, особенности архитектуры и функцию как музея. Читайте дальше, чтобы узнать, как этот маленький домик отразил большие перемены в стране и что он предлагает современным посетителям.
Читать далее...

Достопримечательности

Музей-квартира Пушкина в Санкт-Петербурге открывает последние страницы жизни великого русского поэта. Объявленный федеральным объектом культурного наследия, этот мемориальный музей привлекает тысячи посетителей, желающих прикоснуться к истории и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Читать далее...