Самые красивые станции метро Санкт-Петербурга по праву считаются произведениями искусства. Петербургский метрополитен — один из самых элегантных в мире: каждая станция здесь представляет собой архитектурный шедевр. Идея строительства метро обсуждалась ещё в 1820-х годах, однако первая очередь Ленинградского метрополитена открылась лишь 15 ноября 1955 года. Особое внимание заслуживает станция «Автово» — настоящая жемчужина подземки, включённая британской газетой The Guardian в список 12 самых красивых станций мира. Её оформление посвящено обороне Ленинграда, а по первоначальному проекту все 46 колонн должны были быть облицованы стеклом.
Петербургское метро также признано самым глубоким в мире: средняя глубина станций — около 45 метров, а «Адмиралтейская» уходит под землю на 86 метров. Отправляясь в путешествие по подземному Петербургу, можно увидеть мраморные колонны, мозаичные панно и изысканные архитектурные элементы, превращающие станции в подземные дворцы. Каждая из них — это не просто транспортный узел, а часть культурного наследия города на Неве.
Легенды петербургского метро: станции с историей
Петербургский метрополитен — настоящая сокровищница подземной архитектуры. Его исторические станции стали свидетелями важных эпох и событий, воплощенных в камне, стекле и мозаике.
Автово — храм подземной роскоши
Станция «Автово» по праву считается жемчужиной петербургского метрополитена. Именно сюда прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена 15 ноября 1955 года. Архитекторы Е. А. Левинсон и А. А. Грушке создали настоящий подземный дворец. Главное украшение станции — 46 колонн, из которых 16 облицованы декоративным стеклом, создающим впечатление хрустальных опор.
По первоначальному замыслу все колонны должны были быть стеклянными и даже с внутренней подсветкой, однако подрядчик не успевал выполнить работы в срок. Более того, после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и архитектуре» от 4 ноября 1955 года часть колонн оставили в белом мраморе.
Мировое признание станции подтвердилось в 2014 году, когда влиятельное английское издательство Guardian включило «Автово» в список 12 красивейших станций мира. В 2011 году станция получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Пушкинская — литературный музей под землей
Станция «Пушкинская» открылась 30 апреля 1956 года и стала частью первого пускового участка метрополитена. Её открытие задержалось на несколько месяцев из-за необходимости устранения последствий плывуна в наклонном ходе.
Примечательно, что первоначально станцию планировали назвать «Витебский вокзал», а её оформление должно было быть связано с темой строительства Царскосельской железной дороги. Однако в 1954 году, когда разрабатывались проектные решения, отмечалось 155-летие со дня рождения А. С. Пушкина, и архитектурное оформление посвятили великому поэту.
Главным украшением станции стала скульптура Пушкина в торце зала работы Михаила Аникушина. Это был первый памятник, установленный в истории петербургского метрополитена. Арки декорированы лепкой в форме венков из лавровых листьев, а светильники украшены позолоченными щитами и копьями.
Площадь Восстания — сталинский ампир и революционная тематика
Станция «Площадь Восстания» открылась 15 ноября 1955 года и первоначально была конечной. Название станции связано с революционными событиями 1917 года, происходившими на этом месте. Ранее площадь называлась Знаменской в честь находившейся здесь церкви.
Архитектурное оформление станции выполнено в стиле сталинского ампира с богатой отделкой. Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками со встроенными световыми дугами. В декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма, а пилоны украшены декоративными решётками и барельефными медальонами.
Особенность станции — четыре барельефа на пилонах центрального зала, изображающие ключевые моменты революционной истории: «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце», «В. И. Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел „Авроры"» и «Выступление Ленина на площади перед Финляндским вокзалом».
Кировский завод — индустриальное оформление
Станция «Кировский завод» открылась 15 ноября 1955 года и получила название благодаря близости к одноименному промышленному гиганту. Архитектор А. К. Андреев и инженер О. В. Иванова создали величественное пространство, темой которого стало развитие социалистической индустрии.
Впервые в отечественном тоннелестроении здесь вместо стальных колонн были установлены колонны, смонтированные из корытообразных чугунных тюбингов. Подземный зал облицован дымчато-серым кавказским мрамором «Сванетия».
Особое внимание привлекают 32 пары алюминиевых картушей с индустриальными эмблемами, украшающих колонны. Они посвящены четырём основам тяжёлой индустрии: электрификации, каменноугольной, нефтяной и металлургической промышленности. Чеканка и частичная полировка придают горельефам вид серебряных. У торцевой стены центрального зала установлен бюст В. И. Ленина работы скульптора Н. В. Дыдыкина.
Советская эпоха в архитектуре метро
Советское метро не просто транспортная система — это настоящая галерея подземного искусства, где каждая станция рассказывает свою историю. В архитектуре петербургского метрополитена советской эпохи отражены идеологические ценности, технические достижения и художественные поиски мастеров того времени.
Нарвская — горельефы и герои труда
Станция «Нарвская», открытая в ноябре 1955 года, стала настоящим памятником человеку труда. Центральный зал украшают скульптурные изображения представителей различных профессий — учителей, врачей, кораблестроителей, селекционеров и других. Это самая «населённая» станция в метрополитене Санкт-Петербурга.
Первоначально архитекторы Сергей Сперанский, Давид Гольдгор и Александр Васильев разработали проект станции, посвященный 70-летию Иосифа Сталина. В декабре 1952 года Исполком Ленсовета утвердил оформление, где тематикой стала революционная история Нарвской заставы. Проект предполагал размещение в торце зала мозаичного панно со Сталиным, а на пилонах планировалось высечь из мрамора «фигуры людей, олицетворяющих мирный, созидательный труд страны победившего социализма».
Изначально планировалось 48 скульптурных композиций с 14 повторяющимися изображениями. В итоге количество сократили до 12 сюжетов, каждый повторяется 4 раза. Над горельефами работали скульпторы Ленинградского отделения Художественного фонда, создавшие уникальные композиции в единой стилистике.
Всего на станции изображено 156 людей (включая 20 детей), 8 лошадей, 4 курицы и 20 цыплят. Интересно, что горельеф «Метростроевцы» увековечил реального человека — проходчика Андрея Китовцева, который был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Маяковская — мозаики и стихи поэта
Станция «Маяковская», открытая в 1967 году, отличается оригинальным архитектурным решением. Как и её тёзка — поэт Владимир Маяковский, искавший новые формы стихосложения, станция предлагает новаторские художественные решения в условиях архитектурных ограничений.
Особенностью станции являются низкие потолки и протяженное замкнутое пространство без колонн и арок. Чтобы преодолеть это «стрессовое» окружение, архитекторы применили оригинальное решение — стены центрального зала облицевали смальтой интенсивного темно-красного тона. В концах зала размещен портрет поэта в острой плакатной манере рядом с названием станции.
В оформлении северного вестибюля, открытого в 2005 году, принял участие художник Иван Лубенников. Свод кассового зала украшен мозаиками на тему неба, а жёлтый фон напоминает тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского.
Спортивная — мозаики Олимп и двухъярусная структура
Станция «Спортивная», открытая в 1997 году, является самой уникальной в петербургском метрополитене. Это единственная в бывшем СССР двухэтажная станция односводчатого типа для четырех путей одновременно. Поезда одной линии приходят на разные этажи, а западная часть станции находится под Малой Невой.
Над наклонным ходом расположено мозаичное панно «Олимпийский огонь» работы художника Александра Быстрова. Композиция перекликается с медальонами на стенах, изображающими спортивные состязания первых Олимпийских игр. В центре панно — Зевс, держащий факел с олимпийским огнем, слева — древнегреческие боги Афина, Аполлон и Нептун, справа — спортсмены и горожане.
На нижнем ярусе станции находится панно «Бег» — эффектная композиция, гармонирующая с архитектурой и тематикой станции. Оно имитирует золотую смальту без использования золота. Путевые стены верхнего зала облицованы белым известняком, а пол выложен светло-серым гранитом. В глухом торце размещён текст «Оды Спорту» Пьера Кубертена.
Над путями верхнего зала установлены навесные светильники, имитирующие олимпийские факелы, а с нижнего яруса на верхний через отверстия проходят три торшера. Путевые стены нижнего зала облицованы коричневым гранитом и украшены мозаиками в античном стиле, изображающими участников древних Олимпиад.
Ещё одна особенность «Спортивной» — выход в город проходит под руслом Малой Невы и содержит траволатор, что стало первым таким решением в Петербургском метрополитене.
Современные шедевры XXI века
XXI век привнёс в метро Санкт-Петербурга совершенно новые архитектурные решения, где современные технологии и материалы гармонично сочетаются с классическими традициями художественного оформления.
Звенигородская — панно «Семёновский полк» и хай-тек
Станция «Звенигородская», открытая в декабре 2008 года, стала настоящим подарком к 300-летию Полтавской битвы. Её главная достопримечательность — огромное мозаичное панно длиной 20 метров и высотой 4 метра, являющееся самым большим в Петербургском метрополитене. Автор работы — известный монументалист Александр Быстров, создавший композицию в традиционных для русской иконописи цветах: жёлтом, красном, синем и коричневом.
В центре панно изображён первый русский фельдмаршал Борис Шереметьев, шеф Семёновского полка и главнокомандующий русских войск под Полтавой. Слева — Пётр I ведёт Преображенский и Семёновский полки в бой, справа — шведские войска под командованием Карла XII. Выбор тематики неслучаен — над станцией находились казармы Семёновского полка.
Стены подземного зала «Звенигородской» облицованы зелёным мрамором, повторяющим цвет мундиров Семёновского полка, а пол выполнен из серого гранита с цветными вставками.
Беговая — авиационная тема и стеклянные панели
Открытая в 2018 году станция «Беговая» посвящена Герою Советского Союза, авиатору времён Великой Отечественной войны Александру Савушкину. Авиационная тематика раскрывается через декоративные светильники на колоннах, стилизованные под пропеллеры и выполненные из нержавеющей стали.
Архитекторы Н.В. Ромашкин-Тиманов и У.С. Сергеева создали современное пространство, где колонны облицованы листами нержавеющей стали, а стены — керамическими панелями с цоколями из полированного чёрного гранита. На боковых стенах расположены художественно-декоративные композиции из стекла с изображениями советских военных самолётов, выполненные по технологии лентикулярной печати, что создаёт эффект изменения изображения при движении.
Зенит (Новокрестовская) — спортивная тематика
Станция «Зенит», открытая в мае 2018 года под названием «Новокрестовская», стала первой в Санкт-Петербурге, располагающейся непосредственно на берегу Невской губы, и первой в России, построенной на искусственно созданной территории. В августе 2020 года станция была переименована в честь футбольного клуба «Зенит».
Стены и круглые колонны станции облицованы металлокерамикой и нержавеющей сталью. Фризовые участки стен выкрашены в сине-бело-голубые тона, изображающие пенящиеся волны Финского залива. После переименования в оформлении появились витрины с копиями футбольных кубков, завоёванных командой в разное время.
Горный институт — геологическая тема
Станция «Горный институт», открытая в декабре 2024 года, стала самой глубокой станцией Лахтинско-Правобережной линии и одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене — 70 метров.
Оформление станции полностью отражает тему горного дела. Светильники над проходами в перронных залах выполнены в виде кристаллов, а двери на путевых стенах оформлены решётками с названием станции. Материалы для облицовки специально подбирались из отечественных месторождений. Порталы облицованы черно-зелёным конгломератом «Калиолампи» из Карелии с прорезающими их подсвеченными полосами из кварцита.
В центральном зале находятся четыре панно: круглые «Нефтедобыча» и «Металлургия», а также два больших панно — одно изображает набережную Лейтенанта Шмидта с Большой Невой и зданием Горного института, другое — раскопки древних окаменелостей доисторических животных.
Материалы и технологии оформления
Величественная красота станций петербургского метрополитена — результат мастерского использования разнообразных материалов и технологий. За каждым архитектурным решением скрываются уникальные инженерные идеи и художественные приёмы, создающие неповторимый облик подземного Петербурга.
Природный камень и мрамор
В оформлении станций метрополитена использовано около 65 видов натурального камня, общий вес которого превышает 19,5 миллиона килограммов. Среди них — гранит, мрамор, лабрадорит, известняк, травертин, габбро-диабаз и габбро-норит. На более чем 30 станциях в отделке применены природные материалы из Карелии, например, станции «Пионерская», «Ленинский проспект», «Чкаловская», «Комендантский проспект», «Международная», «Бухарестская» и «Звенигородская» облицованы карельским гранитом.
Удивительно, однако природный камень хранит в себе следы древней жизни. В вестибюле станции «Московские ворота» на красном мраморе видны окаменелые скелеты головоногих моллюсков — наутилусов. Станции «Василеостровская» и «Автово» украшены осколками кораллов. На «Площади Ленина» в красном салиэтском мраморе с Кавказа можно разглядеть коралловые остатки, множество моллюсков и морские лилии.
Особый интерес представляет станция «Горный институт», в оформлении которой использован мрамор, поднятый со дна Баренцева моря. После очистки от трёхсантиметрового слоя ракушек 800 кг камня пошли на отделку центральной части стенового панно размером 6×3 метра.
Хрустальные колонны и стекло
Станция «Автово» знаменита своими колоннами, облицованными декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Впервые в метро стекло было применено как облицовочный материал. Из 46 колонн 16 облицованы стеклом, а 30 — мрамором.
Первоначально архитекторы Е.А. Левинсон и А.А. Грушке планировали, что все колонны будут стеклянными и даже с внутренней подсветкой. Для решения технической проблемы инженер Ф.С. Энтелис разработал систему крепления, при которой стеклянные панели удерживаются декоративной металлической лентой, обвивающей колонны. Благодаря граненому рельефу внутренней поверхности стеклянных панелей с углом граней 80 градусов создается оптический эффект — свет отражается от граней и не позволяет увидеть бетонное основание.
Мозаики и барельефы
Мозаики и барельефы придают станциям метро особую художественную ценность. От сталинской эпохи до современности менялись стили и техники их исполнения. В советское время мозаики отражали идеологические темы, а затем перешли к более общечеловеческим сюжетам.
На «Звенигородской» расположено мозаичное панно «Семёновский полк» работы Александра Быстрова, выполненное из смальты в традиционных для русской иконописи цветах. Мозаика собрана из кусочков смальты крупного модуля, но швы очень тонкие и чёткие, что создаёт впечатление живописного полотна.
Современные световые решения
Освещение играет ключевую роль в создании комфорта и безопасности пассажиров. Наиболее важные места выделяются светом, например, край платформы освещается не менее чем на 250 люкс. Современные технологии позволяют реализовать сложные архитектурные идеи и создать уникальный образ каждой станции.
С появлением светодиодных источников света у дизайнеров появилась возможность воплощать смелые идеи, создавать сложные световые конструкции и играть с разными формами, в отличие от времен, когда возможности были ограничены стандартными размерами ламп накаливания.
Лучшие станции для туристов и фотографов
Подземное путешествие по метро Санкт-Петербурга — это настоящая экскурсия по музею архитектуры и искусства, доступная каждому. Откройте красоту петербургского метро — спуститесь в самые впечатляющие станции и выберите отель рядом, чтобы исследовать город под землёй и над землёй.
Станции в пешей доступности от центра
Туристам удобно ориентироваться по трём условным кругам, охватывающим центр города. В малом круге (станции «Невский проспект», «Адмиралтейская», «Спортивная», «Горьковская») находятся главные достопримечательности: Медный всадник, Исаакиевский и Казанский соборы, Невский проспект, Петропавловская крепость.
Средний круг добавляет станции «Площадь Восстания», «Владимирская», «Сенная» и другие, рядом с которыми расположены Инженерный замок, Чижик-Пыжик, Аптека Пеля. Для знакомства с архитектурой метро особенно рекомендуются станции «Автово», «Кировский завод» и «Нарвская».
Оптимальные маршруты для экскурсий
Популярный экскурсионный маршрут проходит от «Адмиралтейской» через «Спортивную», «Звенигородскую», «Пушкинскую» до «Автово». Во время такой поездки вы узнаете об истории создания метрополитена, увидите мраморные колонны, мозаичные панно и художественные барельефы.
Продолжительность стандартной экскурсии составляет 1,5–2 часа. Если у вас всего несколько часов в Петербурге, начните с «Адмиралтейской» — она находится в самом сердце города.
Советы по фотосъемке в метро
Важно знать, что фотосъемка разрешена, но без использования профессионального оборудования и вспышки. Профессиональным считается оборудование, сумма измерений которого превышает 30 см, а также штативы и осветительные приборы.
Лучшее время для съёмки — поздний вечер, когда интервалы между поездами увеличиваются, а пассажиропоток минимален. После отправления поезда у вас есть несколько минут для съёмки пустой платформы. Опытные фотографы рекомендуют заранее продумать ракурсы: центральный зал вдоль и поперёк, диагональный вид, боковые залы, элементы декора.
Заключение
Петербургский метрополитен по праву считается подземным музеем, где каждая станция — это уникальное произведение искусства. Величественные мраморные колонны, мозаичные панно, хрустальные украшения и барельефы с историческими сюжетами создают атмосферу культурного наследия. Среди самых впечатляющих станций — «Автово» с её знаменитым залом и хрустальными колоннами, включённая в список самых красивых станций мира; «Пушкинская» с бронзовой скульптурой поэта, напоминающая литературный музей; и «Адмиралтейская» — одна из самых глубоких станций в мире, оформленная в морской тематике.
Разнообразие архитектурных стилей и материалов делает петербургское метро уникальным. Гранит, мрамор, травертин и доломит придают станциям долговечность и торжественность, отражая эпохи от сталинского ампира до современного минимализма. Путешествие по станциям метро превращается в экскурсию по истории города: «Нарвская», «Кировский завод», «Площадь Восстания» рассказывают о трудовых подвигах и культурных достижениях. Посещение петербургского метро — это не просто способ передвижения, а погружение в атмосферу подземных дворцов, где ощущается дух Петербурга, его величие и культурная глубина.
Часто задаваемые вопросы
Какая станция метро в Санкт-Петербурге считается самой красивой?
Станция «Автово» часто признается самой красивой не только в Санкт-Петербурге, но и в мире. Ее уникальные хрустальные колонны и богатое оформление привлекают внимание туристов и фотографов.
Сколько наземных станций есть в метро Санкт-Петербурга?
В Петербургском метрополитене насчитывается 5 наземных крытых станций. Большинство станций (62) являются станциями глубокого заложения, а 6 станций — мелкого заложения.
Какие материалы используются в оформлении станций метро Санкт-Петербурга?
В оформлении станций используется около 65 видов натурального камня, включая гранит, мрамор, лабрадорит и известняк. Также применяются стекло, металл и современные световые решения.
Какие станции метро Санкт-Петербурга лучше всего подходят для туристов?
Для туристов особенно рекомендуются станции в центре города, такие как «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Площадь Восстания», а также знаменитые «Автово», «Кировский завод» и «Нарвская».
Разрешена ли фотосъемка в метро Санкт-Петербурга?
Фотосъемка в метро Санкт-Петербурга разрешена, но без использования профессионального оборудования и вспышки. Лучшее время для съемки — поздний вечер, когда меньше пассажиров.
Констанжа Дмитрий Александрович
Генеральный директор и основатель Едем-в-Гости.ру - российского сервиса онлайн-бронирования гостиниц России и ближнего зарубежья.
Зимние катки и прогулки в Санкт-Петербурге — лучшие места
Зимние активности в Санкт-Петербурге превращают город в настоящую зимнюю сказку, где катание на коньках становится одним из самых любимых развлечений для горожан и туристов. Многочисленные катки Санкт-Петербурга предлагают уникальные возможности для активного отдыха — от катка у моря с видом на Финский залив до лесного катка в Охта Парке площадью 5000 кв. м. Особенно впечатляет каток у Флагштока, ставший визитной карточкой зимнего Петербурга и признанный самым большим катком в мире с площадью 28 тысяч квадратных метров. В этой статье вы узнаете, где покататься на коньках в СПб и как разнообразить зимние прогулки по заснеженному городу. Читать далее
Как сэкономить в Санкт-Петербурге зимой — советы и лайфхаки
Зима в Санкт-Петербурге — лучшее время для бюджетного путешествия, когда цены на жильё и развлечения заметно ниже. В осенне-зимний период средняя стоимость проживания составляет около 2850 рублей в сутки, тогда как летом — от 4700 рублей. Кроме того, город предлагает множество бесплатных культурных возможностей: в Петербурге насчитывается около 200 музеев, и в третий четверг каждого месяца в некоторые из них можно попасть бесплатно. Также «Карта гостя Санкт-Петербурга» открывает бесплатный вход более чем в 70 музеев и предоставляет скидки на экскурсии и транспорт. Читать далее
Конные прогулки в Санкт-Петербурге зимой — лучшие маршруты
Конные прогулки зимой в СПб — это особенное удовольствие, которое позволяет вам окунуться в атмосферу императорского Петербурга и насладиться красотой заснеженных парков. Такие прогулки — это не только увлекательный досуг, но и отличный способ улучшить физическую форму, снять напряжение и получить заряд позитивных эмоций. Представьте себя в санях, запряженных тройкой лошадей, или верхом на благородном скакуне среди сказочных зимних пейзажей! Читать далее